Ну, не даёт покоя вопрос демографии пропагандистскому телеканалу ОТР, по названию общественному, а по сути - государственному. И недели не прошло с тех пор, как был сюжет, давший мне повод написать о Юрии Крупнове, а он ещё раз выступил экспертом в дневном эфире программы "ОТРажение" в минувшую среду. Если дело пойдёт такими темпами, сюжеты о демографии на ОТР станут такими же обыденными, какими были до середины февраля текущего года выступления экспертов в больших кавычках, а на деле - пропагандистов коронобесия. Именно с марта 2020 года я фактически перестал смотреть данную программу. Но если пропагандисты медицинского фашизма априори для меня персоны нон-грата, как и сама данная тема всемирной аферы с невыделенным вирусом, то сюжеты о демографии я на ОТР смотрю. Ибо, как говорил Штирлиц в фильме Лиозновой, "нужно знать идеологию врага". Конечно, я не расцениваю и Крупнова, и всех прочих радетелей многодетности, как врагов. Но уж в качестве оппонентов - без сомнения. А как я смог заметить, по редакционной политике ОТР можно чётко отслеживать тенденции в поведении властей РФ: если тема начинает усиленно проговариваться, значит, режиму это очень нужно.
Однако вернёмся к сюжету. В этот раз Крупнов заявил, что удовольствие не тождественно счастью. Я бы не стал с ним спорить, если бы не контекст. Поводом для такого тезиса стал звонок в студию от зрительницы:
"Я бы хотела сделать акцент на трех моментах. Во-первых, почему-то считается, что падение рождаемости в России в частности и повсеместно по всему миру – это некое отражение кучи проблем. На самом деле за последние 20 лет появилось надежная и доступная контрацепция. Люди просто поняли, что можно жить более приятно, не обременяя себя добровольно такими тяготами, как беременность, деторождение и до 20, а то и до 25 лет быть придатком к ребенку, подростку. Ну, сейчас у нас инфантилизм, понятно, поэтому я и сказала, что до 25 лет. Моё жить в свое удовольствие благодаря появившейся контрацепции.
Виталий Млечин: А разве с детьми нельзя жить в свое удовольствие?
Зритель: Дети – это очень серьезный осложняющий фактор как в плане влияния здоровья на женщину, так и во всех остальных смыслах.
Виталий Млечин: Как интересно! А у вас есть дети?
Зритель: Нет. Мы около 20 лет с мужем в счастливом браке. Мы осознанные child-free. Никакие дети нам не нужны. Это всё миф относительно того, что каждая женщина жаждет быть матерью, что материнство – главное счастье женщины. Это миф, навязанный серьёзными институтами.
Похоже, именно этот - очень удивительный для меня звонок, поскольку за период коронобесия у меня сложилось чёткое мнение о "фильтрации" звонящих - особенно вывел Крупнова из равновесия, ибо чуть позже он заявил:
"Здесь, на мой взгляд, не различается удовольствие и счастье. Просто эти вещи – они абсолютно разные. Потому что удовольствие, в конце концов, можно алкоголем, так сказать, испытывать, ещё какими-то вещами. А счастье не купишь, и оно созидается мужем и женой, сужеными людьми всю жизнь. Поэтому это разные вопросы. И дети там – это вопрос почти номер один."
Но и эту привычную подмену понятий со стороны самого эксперта можно бы стерпеть. Если бы ещё через несколько минут он не выдал вот это:
"...надо показать, что семья – это гиперпроект реализации каждого человека, это удивительная возможность человеку за отпущенные ему, ну, у нас, к сожалению, в среднем 70 лет (но надо идти к большей продолжительности жизни) вообще реализовать себя именно в семье. Не в плане, что против профессионализации, карьеры. Упаси бог! Но – реализовать себя в семье, потому что это продолжение твоего рода, это твоя человеческая состоятельность. На это должно быть направлено – и экономика заточена, и, безусловно, вся медийная сфера, и вся социология, и так далее и тому подобное.
Но при этом, конечно, не надо пропагандировать это чайлдфри, потому что… Я понимаю, у вас позвонила дама и рассказала, как они счастливо 20 лет живут без детей. А ведь бывает так, что на ряде государственных центральных каналов просто приглашают и говорят: «Ну, разные точки зрения. Вот здесь многодетная мама. Вот здесь у нас чайлдфри».
Ну, еще пока я не видел, но боюсь, что уже скоро станут приглашать чайлдхейтеров. Это сейчас новая мода, когда уже не просто дети мешают, дети – придаток, а вообще дети – это то, что уничтожает твою жизнь, не дают тебе самореализоваться; вообще их бы всех куда-нибудь упрятать, так сказать, выкинуть из подъезда своего, чтобы жить счастливой и довольной жизнью."
Как говориться, no comment.
Впрочем, даже он был вынужден дать отпор ну уж совсем неадекватному зрителю:
Зритель: Ну, посадите вот этого child-free в деревню на самодостаточность. То есть человек должен быть самодостаточным. Посадите человека на самодостаточность. Пусть он, как говорится, сам себя обеспечивает продуктами питания. И сразу же вся эта дурь из башки вылетит.
Юрий Крупнов: ...Я здесь против такой самодостаточности, где-нибудь в шалаше, топить дровами, выживать как-то, вымирать и так далее. Это несерьезно.
И всё-таки программа лишний раз подтвердила то, что я и так знаю: людей с нашими взглядами в мире будет становится всё больше. И никаким радетелям за демографию это не изменить. Что, собственно, признал и Крупнов и ещё один эксперт - профессор кафедры семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников:
"... В странах с высоким жизненным уровнем – а это многие страны Западной Европы, например, или Соединенные Штаты – там, в общем-то, те же проблемы с рождаемостью, что и у нас, а кое-где и похуже.
Потому что, например, в странах Западной Европы, да и в Соединенных Штатах очень много child-free – то есть людей, которые вообще детей иметь не хотят. И в основном это люди материально довольно хорошо обеспеченные, кстати. У них просто нет потребности в том, чтобы иметь даже одного ребенка..."
Крупнов: ...К сожалению, за последние примерно 10 лет, огрубляя, в два раза, по разным опросам, увеличилось число молодых людей до 30 лет, которые артикулированно, четко, однозначно говорят, что они child-free. То есть эта цифра сегодня… Опросы разные, разные цифры, но примерно 12–15%. Это огромная цифра!
...
Впервые во всемирной истории люди перестают размножаться, вот так по-простому, перестают рожать. И можно тысячу объяснений этому сделать – от экономики, от зарплаты, от квадратных метров. И будет всё правильно, по сути. Но! Это всё не объясняет, потому что и в Германии, и в Японии, кстати, ещё хуже, и в Италии, в Португалии, казалось бы, в католических странах, там уже не полуторо-детная, как у нас, семья (а это всё равно минус), там уже, по сути, однодетная семья. Понимаете?
То есть впервые такая всемирная историческая проблема. Но при всем этом просто заставить невозможно".