В так называемый день семьи, любви и верности, который в этом году из религиозного праздника превратили в официальный государственный, на канале ОТР в программе "ОТРажение" был очень забавный сюжет с грандиозным названием "Принуждение к одиночеству": дескать, бизнесу экономически гораздо выгоднее одинокие люди, нежели семейные, а тем более с детьми. Я написал аргументированный комментарий, призвав сравнить статьи расходов холостого child-free и семьи с хотя бы одним ребёнком: попросил прикинуть затраты на отпрыска от его рождения до получения им школьного аттестата: от памперсов и коляски до летнего отдыха, сборов в школу и выпускного вечера. По доброй в больших кавычках традиции ОТР, комментарий на сайте так и не появился. Кстати, не было зачитано два SMS: "Двадцать лет живу один и вполне комфортно себя чувствую" и "Одиночество это счастье".
Каждый волен сам посмотреть сюжет на официальной странице программы либо прочитать его расшифровку. Пока же приведу несколько самых смешных, на мой взгляд, перлов ведущего Константина Чурикова и приглашённого эксперта Дмитрия Журавлёва. Я подверг их некоторой редакторской правке, но аутентичность сказанного гарантирую.
Чуриков: Итак, поговорим об одиночестве как экономической составляющей. «Принуждение к одиночеству» – так мы назвали эту тему. Почему бизнесу выгодно, когда люди живут без семьи? Не отсюда ли в принципе кризис традиционных ценностей?
Чтобы не быть голословными, есть вполне весомое исследование китайца Цзяньго Лю из Мичиганского университета, который выяснил, что одиночки потребляют почти на 40% больше продуктов, на 42% - упаковочного материала, на 55% - электричества и на 61% - газа на человека, чем стандартная полная семья из родителей с двумя детьми.
...
Журавлёв: Одинокий человек не больше потребляет – он потребляет менее эффективно, что, в общем, в конечном счёте и означает, что он потребляет больше. Не то что он ест в два горла, но просто вот, что называется, бутылку молока купил, половину вылил. А остальное портится. (Мысль о рациональном потреблении, видимо, не самому глупому эксперту почему-то не приходит - моя ремарка).
Чуриков: Он может себе это позволить.
Журавлёв: Семья всегда эффективнее потребляет, у неё, что называется, меньше отходов, чем у одного человека. Это одна сторона. А другая - надо поддерживать привычный темп жизни, потому что главная задача – увеличить потребление.
...
Чуриков: А как бизнес пропагандирует одиночество?
Журавлёв: Ну, во-первых, через абсолютизацию стиля жизни: придерживающийся оного – лидер, а нет – лузер.
Чуриков: Ну как в рекламе: успешная женщина в деловом костюме...
...
Чуриков: Кем проще управлять государству, семейными или одинокими?
Журавлев: По-разному. Нельзя сказать, кем проще. У семейного человека очень много обязанностей, и он очень мечтает их выполнить, потому что он же не может своим детям сказать: «Вы знаете, я сегодня работать не буду, поэтому кормить вас не стану». И в этом смысле им легче управлять. Но, с другой стороны, если он свои обязанности не сможет выполнить, он станет противником. Одиноким человеком управлять вообще легко, потому что между ним и государством... Система всегда побеждает класс.
Абсолютный идеал одинокого человека – это фрилансер за компьютером. Он абсолютно контролируем, потому что он знает ровно столько, сколько ему общество хочет сказать. Вот у него этот компьютер, что в компьютер напихали, то он и знает, больше ничего. Его можно убедить, что Земля плоская, что Земля треугольная, его в чём угодно можно убедить, потому ему не у кого спросить: он один. (Очередной, извините, бред. Способность человека мыслить не зависит от его - человека - семейного статуса. Если это homo sapiens, а не биологический объект, ориентирующийся на инстинкты - моя ремарка).
Чуриков: Ну мы же не можем заставлять молодежь, принять законы, обязывающие жениться и завести детей до 25 лет.
...
Журавлёв: Нет, это не поможет. Ну потекут они, как вода сквозь пальцы, ну обманут они нас, ничего мы их не заставим. Они даже будут писать бумажки, что они женаты, и нам эти бумажки приносить – кому от этого станет лучше?
...
Чуриков: Но семья это инстинктивная потребность человека, нас мать-природа к этому подводит.
Журавлёв: Намного сложнее...
Чуриков: Возникает всё больше течений, которые пытаются увести человека от этого.
Журавлёв: Понимание ценности семьи происходит, когда она уже давно есть. Вот в этом страшная проблема. То есть в 20 лет кажется, что это ещё успеется, ну не сейчас, так завтра, не завтра, так через месяц... Я лучше заработаю, чем «нищету плодить». Или «я хорошо отдохну», как одна дама мне говорила, «надо отдыхать в молодости, в старости надо работать». Это совершенно детская позиция, но она тоже распространена. Понимаете, в том-то и ужас. Вот почему на Западе берут так много приёмных детей? Потому что в молодости они либо делают карьеру, либо отдыхают. А когда они начинают осознавать ценность семьи, уже поздно.
Чуриков: Да, вот нам Кировская область пишут: «Молодой не женишься – всё, пиши пропало», – соглашусь. Вологда: «Чем выше интеллект, тем легче человек переносит одиночество». (Удивительно, что называющий семью инстинктивной потребностью ведущий это зачитал - моя ремарка).
...
Журавлёв: Одиночество это плата за гедонизм либо за излишнюю целеустремленность.