Чайлдфри. Психология выбора
Сейчас в мире набирает популярность образ жизни под названием чайлдфри (от англ. childfree, что можно перевести как «свободный от детей»). По ряду данных, цифры достигают в США более 20 %, в России – более 10 % и продолжают расти. Это люди высокообразованные, зачастую имеют несколько высших образований. Почему чайлдфри делают такой выбор и какие осознанные и неосознанные факторы могут стимулировать бездетность?
1. А есть ли смысл?
С самого появления на свет человек начинает познавать этот мир и удовлетворять свое любопытство. Познание необходимо для выживания, реализации базовых инстинктов безопасности и поиска источников поддержания жизнедеятельности, а также оптимизации процессов в целях сохранения энергии и эффективного использования жизненных ресурсов.
Потребность в новой информации также подкрепляется наукой, которая ставит вопросы и ищет на них ответы, чтобы в дальнейшем эти знания использовать для удовлетворения нужд человека. Разумеется, такая парадигма взаимодействия с миром распространяется и на повседневную жизнь, где люди, имеющие в своем арсенале научные подходы, тоже начинают оптимизировать свою жизнь. У них возникают вопросы в отношении целесообразности и смысла продолжения рода.
Мы наблюдаем многочисленные примеры серьезных семейных конфликтов, где о пресловутом стакане воды в принципе не идет речь. Существующие опасности могут и вовсе помешать дожить до момента, когда понадобится забота и уход. Размышляя о вооруженных конфликтах и экологических проблемах, человек хочет прийти к парадоксальным выводам о нецелесообразности продолжения рода.
2. Любовь
Да, бывает любовь по отношению к своему будущему потомству и генетическому материалу. Особенно если человек столкнулся с множеством трудностей и негативная сторона перевешивает все то позитивное, что удалось пережить. Стремясь отгородить свое будущее потомство от сложностей, ужасов, конфликтов и несправедливости существующего мира, человек принимает радикальное решение не продолжать свой род.
Существует иной подход – пытаться сделать жизнь следующего поколения лучше. Анализируется информация, применяется научный подход, задаются вопросы. Но и здесь часто делаются выводы о невозможности обеспечить то будущее, которое хотелось бы.
3. Социум
У человека в жизни все налажено, он состоялся, реализовался, было хорошее детство. Он чувствует себя уверенно и не видит причин менять свой образ жизни, понимая, что его комфортный, размеренный уклад при появлении потомства будет нарушен, а причин для таких изменений может быть не видно.
Существует расхожее мнение об инфантилизме чайлдфри. На самом деле инфантилизм – это когда не доиграли в детстве в «дочки-матери», не воспитано чувство ответственности, есть страх за невозможность решить проблемы самому, обязательно нужна помощь. Люди могут называть инфантилизмом любое отличное от своего поведение.
Следом идет и чувство собственной состоятельности, особенно на фоне примеров, когда другие родители имеют обиды на то, как их самих воспитывали, и хотят это изменить, доказать, что нужно воспитывать по-другому и так будет лучше. Они пытаются реализовать в детях свои амбиции и желания, то, что не получилось у самих в свое время. Они стремятся взять реванш у жизни: «если не я, то мои дети». Они воспринимают продолжение рода как второй шанс. Это иллюзия второй жизни, в которой на этот раз все получится (как в игре возможность сохраниться или начать заново).
В жизни реализовать данный механизм мы можем, только произведя собственный «апгрейд» (усовершенствование). И произойти это может за счет другого генетического материала, за такое сохранение надо еще и заплатить материально, физически, эмоционально, психологически, пожертвовать своим комфортом.
И беременность, и рождение ребенка несет за собой ряд последствий, с которыми еще нужно справиться. У чайлдфри возможно укрепление самооценки, чувства собственной состоятельности и понимания, что жизнь удалась, исправлять в ней ничего не нужно, все устраивает. Рожают те, кто хочет что-то поменять (компьютерным языком – игра пройдена, идет с успехом, герой «прокачан», возможно и продолжать не хочется).
Иногда люди решаются на продолжение рода, потому что «надо, так принято, у всех есть дети», ближайшее окружение давит, что пора, «часики тикают». Не найдя разумных для себя ответов, почему пора, зачем надо, как у всех, чайлдфри не боится быть «белой вороной», а возможно, считает себя «белым лебедем».
Люди, осознанно отказывающиеся от родительства, считают, что детные зачастую поступают иррационально, не отдавая себе отчета в том, что они делают и чего хотят. Кроме того, сложности, с которыми сталкиваются родители, тоже могут доказывать чайлдфри правильность их модели поведения.
4. Религиозные аспекты
Несмотря на официальную позицию религиозных организаций, чайлдфри могут интерпретировать Писания по-своему, таким образом укрепляя свою позицию. Например, в сюжете с райским яблоком яблоко ими может интерпретироваться как аллегория человеческого плода.
Адам и Ева родили, и рай закончился. «Богородице Дево, радуйся» (если рождение всегда праздник, почему ей велят радоваться?); «раститеся и множитеся» (рост интерпретируется как развитие, «множитеся» как распространение мировоззрения, а не размножение); Иисус Христос не имел детей и т. д.
Да, «официальное» толкование другое, но здесь играет роль стремление рационализировать свой подход, желание понять суть – почему так написано, услышать приемлемые для себя доказательства. Не найдя, не услышав этого, чайлдфри оставляют пространство для своих интерпретаций Писания.
Разумеется, в принятии решения об осознанной бездетности не обязательно имеют значение все перечисленные причины. Например, не все чайлдфри религиозны.
Тема эта непростая, требует особого внимания. Конечно, у человека есть выбор, и ему решать, как жить. Желательно только, чтобы выбор был рациональным и взвешенным.
Автор: Павел Федоров, психолог-сексолог