Трудно не согласится с выводами финансового аналитика Лежавы:
"Глава комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков предложил вносить доверчивых жертв телефонных мошенников в специальную базу. Такие поправки ко второму чтению законопроекта Минцифры о борьбе с телефонными мошенниками он представил, когда 18 марта этот документ прошел первое согласование в Госдуме.
Если и когда граждане из такого списка попытаются взять кредит или сделать перевод средств, то ФинЦЕРТ (группа реагирования на компьютерные инциденты – ресурс Банка России) будет давать сигнал финансовым организациям, чтобы те знали, что речь идёт о человеке, который уже самостоятельно переводил деньги преступникам. И тогда финансовые институты будут эффективно реагировать и не проводить операцию, пока не выяснят, насколько она добросовестная. Никаких значимых ограничений для доверчивых людей власти вводить не будут.
Строго говоря, инициатива депутата Аксакова представляет собой лишь очередной шаг в дискриминации части российских граждан и демонстрирует его некомпетентность в сфере законодательства.
Инициатива прямо противоречит ст. 19 Конституции РФ, будучи нарушением принципа равенства всех перед законом и представляя собой вмешательство в право частной жизни. Она вступает в конфликт с Гражданским кодексом РФ о свободе распоряжения имуществом и противоречит закону "О потребительском кредите".
Предложение носит откровенно дискриминационный характер, создавая отдельную категорию граждан с ограниченными правами и необоснованно ограничивая их имущественные права. К тому же отсутствуют чёткие критерии отнесения человека к "доверчивым людям", которым безосновательно ограничивают доступ к финансовым услугам.
Депутат Госдумы прямо предлагает вернуться к старым методам, хотя и на качественно новом технологическом уровне. Он предлагает начать «окрашивать» наших граждан в разные цвета.
Такое уже проходили 80 – 85 лет назад в нацистских концлагерях, когда заключённые отличались цветами треугольников, нашитыми на их робах. Так красный цвет был у политзаключенных (коммунистов, социал-демократов, либералов, членов профсоюзов и т.д.); красный перевёрнутый - у шпионов, дезертиров и пленных; чёрный — у «асоциальных элементов»; зелёный — у обычных уголовников и т.д. Что касается национальностей, то коричневый (первоначально чёрный) был у цыган, а жёлтый – у евреев.
С учётом ранее уже использовавшихся цветов новой касте «доверчивых» граждан депутат Аксаков, вероятно, предусмотрел оранжевый цвет. Ведь вполне логично, что полностью доверять технологиям нельзя, а по такой нашивке на одежде сотрудники банка сразу и безо всякого компьютера будут видеть, кто к ним пришёл. И это ещё цифровой рубль не внедрён.
Отдельный вопрос возникает о нашем руководстве. О самом Доверчивом, кого неоднократно обманывали зарубежные «партнёры», не говоря уж о роднульках - министрах, депутатах, губернаторах, мэрах и т. д., и который и сейчас находится в стадии очередного обмана теми же «партнёрами». Исходя из предложенного, его депутат тоже хочет окрасить? А в какой цвет?
Вместо того, чтобы проталкивать создание подобных баз данных, властям следует сосредоточиться на совершенствовании механизмов защиты граждан от мошенников, повышении финансовой грамотности населения, усилении ответственности банков за проверку операций и развитии технологий защиты денежных переводов. Депутат же предлагает дополнительно наказывать жертв и никоим образом не трогать пособников, организовавших беспрепятственное движение похищенных средств от жертв преступникам. Лишь комплексный подход к решению проблемы мошенничества может быть эффективным и не наносить ущерба правам граждан.
Подведём итог. Данная инициатива противоречит основополагающим принципам права и несёт серьёзные риски для свобод наших граждан. Вместо решения проблемы мошенничества она создает новую форму дискриминации и ограничения прав жертв этого самого мошенничества."