в детстве дома у одноклассницы мы часто прыгали на диване, пока не видели взрослые. нас очень радовали пружины, местами совсем близко подходившие к поверхности; приводила в восторг пыль, которая клубами летела из дивана от наших прыжков. когда спустя двадцать лет я зашла к своей подруге детства, то в ужасе увидела в углу всё тот же диван, на котором мы когда-то прыгали.
он не сильно изменился, насколько я могла помнить, но теперь я была потрясена нищетой и убогостью обстановки. я мысленно подсчитывала, сколько могла стоить покупка нового дивана, замена засаленных стульев, зеркала, разбитого и заклеенного обёрткой от шоколада. пока мы говорили, в воображении я белила потолок и меняла обои. мне хотелось вымыть окна, обсиженные мухами, повыкидывать палки и картонки, торчащие из-под дивана, битый цветочный горшок, обвязанный чулком.
автор позиционирует себя подругой хозяйки квартиры, но при этом подробно описывает все недостатки ее квартиры, сопровождая описание комментариями из серии: "да как можно так жить! ". не нравится человек или состояние его квартиры – не общайся с ним и не приходи в его квартиру, но такой вариант явно не подойдет тем, кто стремится самоутверждаться за счет других и ищет материал для рассказа "посещение королевой убогой лачуги".
мне никогда даже в голову не приходило прыгать в гостях на диване. сначала человек прыгает на и без того изношенном диване, а потом пишет, что иметь продавленный диван – это ужасно.
“а что, если плохо с деньгами?” – подумала я… но мозг сопротивлялся и предлагал мне купить хотя бы недорогой клейкой плёнки под цвет дерева и оклеить ею стол.
если человек сам живет в достатке, то его мозг действительно может сопротивляться пониманию того, что у других может не быть денег на самое необходимое. кусок клейкой пленки ничем не поможет, потому что им не обклеишь все изношенные вещи в квартире.
мозг вдруг сказал мне: “как ты думаешь, почему рядом с нищетой всегда грязь?”
не всегда. могу привести массу примеров, самый наглядный – встреченная мной в магазине тетка, которая была увешена золотом, но при этом от нее несло потом и недельной неподмытостью.
грязь – это проявление не безденежья, а менталитета. вдумайтесь: грязь – это проявление соответствующего менталитета. а поскольку грязь и нищета — соседи, то и нищета – это своеобразный менталитет.
грязь - проявление лени, имхо.
в школе у меня была потрясающая учительница по литературе – тамара григорьевна, незаурядного ума, очень проницательная женщина. она как-то обронила фразу, которую я запомнила на всю жизнь. кто-то спросил её, что значит мещанство, и она ответила: “мещанство означает пить из старой облезлой кружки, когда новая в серванте стоит”. так принято во многих русских домах: на чёрный день деньги отложены, на белый день чашка новая в серванте стоит, только белый день наступает редко, а чёрными заполняется вся жизнь.
причем тут мещанство? пить из обколотой кружки, имея целую кружку, - это не проявление мещанства, а проявление т.н. синдрома отсроченной жизни, которое свойственно людям, длительное время находившимся в условиях нищеты, пережившим голод, войну и другие тяжелые жизненные обстоятельства. если человек, находившийся в условиях голода и нищеты, сразу бы съел булку целиком, то на следующий день он мог остаться голодным, потому что неизвестно, когда ему удастся достать еще одну булку. в кризисных условиях стремление оставить побольше хорошего напотом было залогом выживания, кризисный период сменился периодом изобилия, а модель поведение у многих людей осталась прежней, у некоторых страх снова пережить голод и нищету оказывается настолько сильным, что иногда затмевает разум, поэтому появляются всякие патологические проявления.
про откладывание денег на черный день – опять передергивание. правильно люди делают, создавая денежную или какую-то еще подушку безопасности. человек может потерять работу и не найти новую еще нескольо месяцев, может понадобиться срочный ремонт чего-то или будет необходимо приобрести или оплатить что-то дорогостоящее. можно проедать все до копейки, но в этом случае нужно быть готовым к тому, что в красивую целую чашку будет нечего налить. жить только будущим и жить только сегодняшним днем – это две крайности.
знаю одну женщину, которая больше двадцати лет копила деньги, чтобы купить дачу. она одна воспитывала двух дочерей. девочки жили впроголодь, на одних кашах, и старшая из них рассказывала мне, как ей было стыдно выходить во двор в старых вельветовых брюках с залатанными коленями. девочка росла, и с каждым годом волшебным образом росли её брюки. сантиметр за сантиметром разворачивалась подвёрнутая снизу ткань. она была не такой вылинявшей, как вся остальная штанина, и это выдавало нищенские хитрости. видимо, отсюда пошло выражение: “голь на выдумки хитра”.
не стоит рассказывать, что система в государстве не позволяет достаточно зарабатывать. я не систему ругаю, а гниль в мозгах. на одни и те же деньги можно выглядеть достойно или нищенски. когда мать, наконец, купила дачу, обе подросшие дочери не имели к этой даче ни малейшего интереса, но бесконечно упрекали мать в том, что она не научила их, что значит быть женщиной. у девчонок сформировался комплекс золушки. они, привыкшие видеть протёртые кресла и старую посуду, облезлые полотенца и пальто семилетней давности, впоследствии, став взрослыми, боялись тратить на себя деньги.
всякий раз, когда они что-то покупали, у них портилось настроение: они словно чувствовали себя недостойными новых хороших вещей. это, друзья мои, называется двумя словами: генетическая нищета. она уже в сознании, в клетках, в крови, в костях.
причем тут генетика? мамаша из этой истории как раз не боялась тратить деньги на свои хотелки, а с удовольствием делала это в ущерб интересам дочерей. в данном случае у девушек проблемы с самооценкой, появившиеся в результате жизни с такой мамашей.
дети, которые видят облезлые углы, подсознательно программируются на нищету. уже в подростковом возрасте они начинают осознавать её тяжесть. ещё антон павлович чехов отмечал, что облезлые стены и грязные коридоры дурно влияют на способность студента к обучению.
грязь и нищета подавляют человека, привычный вид убогой обстановки программирует быть неудачником.
вы могли бы возразить мне, что ненависть к нищете стимулирует некоторых людей развиваться и зарабатывать деньги, но я вам отвечу, что куда большее количество людей ломается под непосильным бременем бедности. у слов «беда» и «бедность» один корень. гоните прочь от себя беду. гоните прочь бедность. как же мне нравится фраза: “богатство – это состояние ума”. так вот, нищета – это тоже состояние ума.
да кто же спорит с тем, что быть богатым и счастливым лучше, чем быть бедным и несчастным. но что автор предлагает делать тем, кто каждый день видит только облезлые углы? как я понимаю, собственноручно красить стены в учебных учреждениях автор не собирается.
скажу честно, я со статьей скорее не согласна, чем согласна. автор произвел на меня впечатление очередного сомнительного гуру.