Чайлдфри форум Childfree #StopRussianAgression #Save Ukraine

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Чайлдфри форум Childfree #StopRussianAgression #Save Ukraine » Семья » Семья настоящего и будущего


Семья настоящего и будущего

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Семья одной из первых подвергается трансформации при переходе к «новому миру». Уже сегодня видно, как будут выглядеть семейные отношения в победившем постиндустриальном обществе.

Семьи сегодня совершают переход от пары «ребёнок-король с родителями» к паре «короли с ребёнком». Но главная особенность современных пар – это их зацикленность на работе и «супермаркете», что не оставляет сил на эмоции. Особый мир российской семьи: женщина снимает ответственность за свой доход, но хочет контролировать мужчину и детей.

Семья одной из первых подвергается трансформации при переходе к «новому миру». Уже сегодня видно, как будут выглядеть семейные отношения в победившем постиндустриальном обществе.

Главные тенденции, характеризующие тип современной семьи, который доминирует в Европе и США с середины 1960-х годов, демографы связывают с изменениями в системе ценностей, прежде всего, с ростом индивидуализма и рационализма. Это проявляется в уменьшении численности браков, распространении сожительств (когабитационных союзов), падении рождаемости и её «старении», преобладании малодетных семей, увеличении числа внебрачных детей и распространении добровольной бездетности. Известный демограф Дирк ван де Каа охарактеризовал эти перемены, назвав их переходом от «золотого века» брака к когабитационному союзу; от пары «ребёнок-король с родителями» к паре «короли с ребёнком»; от контрацепции в целях предохранения от беременности к контрацепции как самовыражению; от однородного хозяйства к разнообразным типам семьи и домашнего хозяйства.

О динамике семейных ценностей говорят результаты европейского исследования, начавшегося ещё в 1978 году (к 2000 году в нем участвовало 33 страны, в том числе Россия – она присоединилась к исследованию в этом году; было опрошено 40 тыс. человек; здесь и далее данные Ольги Стоюниной-Здравомысловой, сотрудницы «Горбачёв-фонда»). Они подтверждают представления о том, что традиционные семейные ценности, такие как стабильный брак, наличие детей, их «центральность» в жизни женщины, слабеют.

Результаты европейского исследования свидетельствуют, что постепенно размывается традиционная форма совместной жизни – семья, основанная на зарегистрированном браке. Если в 1990 году 14% опрошенных согласились с тем, что брак стал пережитком прошлого, то в 1999-м ответивших так было уже 20% (Россия соответствует среднему показателю). Сегодня этот показатель уже 26%. В большинстве стран, участвовавших в исследовании, не только вырос удельный вес зарегистрированных разводов по отношению к бракам, но развод стал в большей степени оправдываться (по десятибалльной шкале одобрения/неодобрения средняя оценка составила 5,5, в России этот показатель 5,2).

Продолжение

Желание иметь детей не всегда связывается с созданием семьи. Так, 41% шведов и 40% финнов полагали, что ребёнку не обязательно иметь обоих родителей. В России 53% опрошенных высказали позитивное отношение к образу жизни матери-одиночки (больше, чем в среднем по всем странам, где этот показатель составляет 44%). В некоторых европейских странах упала значимость наличия детей в семье, хотя для большинства людей она остается по-прежнему высокой. В России – средний показатель оценок, но здесь чаще, чем в других европейских странах, встречается мнение, что жизнь женщины полноценна только тогда, когда у неё есть дети. Так считают 83% опрошенных россиян (для сравнения: в Голландии эту идею поддерживают лишь 7% респондентов). Но постепенно Россия тоже движется в сторону европейского выбора, где ребёнок – не главное в семье.

Результаты исследований, проведенных в США, показали, что за последние двадцать лет в представлениях американцев о хорошей жизни ослабевали позиции семьи, в то время как значимость денег укреплялась: важность «счастливого брака» для «хорошей жизни» снизилась с 84 до 77%, а необходимость «иметь много денег» возросла с 38 до 55%.

В европейском исследовании было выделено три группы стран. Первую составили развитые западноевропейские страны (Голландия, Бельгия. Дания, Швеция, Исландия, Северная Ирландия, Франция, Великобритания, Австрия). Их жители делают акцент на семье (88%), работе (52%) и свободном времени (43%). Несмотря на высокую значимость семьи, именно в этих странах произошли примечательные перемены в отношении к семейным ценностям: брак чаще расценивается как пережиток, не осуждаются аборты, распространено несогласие с тем, что родители должны жертвовать всем для детей, утверждается высокая ценность самореализации и карьеры не только для мужчин, но и для женщин.

Характерный пример из опроса, проведенного во Франции: в 1990 году восемь француженок из десяти полагали, что женщина не может добиться успеха в жизни, не имея профессии. В отличие от 60-х, французские родители утверждали, что они придают такое же значение учёбе девушек, как и учёбе мальчиков, и большинство из них хотели, чтобы дочери сделали в профессии блестящую карьеру.

Вторая группа – страны, в которых доминирует консервативный взгляд на семью, основанный на религиозных традициях (Италия, Мальта, Польша, Румыния, Греция). В этих странах особенно высока ценность семьи (89%), работы (69%) и религии (46%). Третья группа (15 стран, среди которых постсоциалистические страны, включая Россию, а также Германия, Испания и Португалия) принадлежит к промежуточному типу. В них доминируют ценности семьи (80%) и работы (58%) при самых низких, по сравнению с двумя другими группами стран, показателях ценности свободного времени (24%) и религии (15%).

Американская исследовательница Арли Хохшилд известна своими открытиями новых социальных фактов и феноменов, влияющих на глубинные эмоциональные связи между людьми. В своих книгах она показывает, что в крайне рационализированном современном обществе, пронизанном идеологией рынка, семья и дом вытесняются на периферию, становятся маргинальным образованием. Люди уделяют им меньше времени и сил, поскольку стержнем их жизни становится работа, требующая всё больше времени и постоянной концентрации усилий. «Время для эмоций» становится роскошью, доступной немногим, а, следовательно, семья начинает восприниматься как бремя. Постоянная нехватка времени и сил для выполнения семейных обязанностей вызывает постоянное чувство вины (особенно присущее женщинам), раздражение, ведет к росту конфликтов.

Хохшилд утверждает, что прессинг современной жизни всё глубже вталкивает мужчин и женщин «в работу» и «в супермаркет». В повседневной реальности семья и близкие всё менее способны оставаться центром жизненного мира, однако для большинства людей они тем самым приобретают более высокую ценность, чем раньше. «Мы оберегаем и лелеем в глубине души идею заветной семьи, и мы отделяем этот идеал от практики», – объясняет этот парадокс Хохшилд.

Если «классическая семья» (отец-кормилец и мать-домохозяйка, прожившие в браке с юности до старости и вырастившие нескольких детей) определяла судьбу человека, то современная семья представляет собой один из проектов, которые человек осуществляет в течение жизни. По мнению известного английского социолога Энтони Гидденса, это сопряжено с меняющейся ролью традиции в жизни современного человека, а в сфере интимной жизни выражается изменением идеала любви. «Романтический» идеал, предполагавший сохранение супружеских отношений на протяжении всей жизни и экономическую зависимость женщины от мужчины, постепенно сменяется идеалом «чистых отношений». В них на первое место выходит ценность интимности, которая предполагает эмоциональную открытость друг другу и равный «обмен» эмоциями. «Чистые отношения» в отличие от романтических, в принципе, не строятся с целью брака или даже сожительства Основанная на таких отношениях совместная жизнь продолжается лишь до тех пор, пока сохраняется взаимное, эмоциональное удовлетворение, открытость и доверие друг другу.

Люди, особенно молодые, больше готовы к экспериментированию в личной жизни. Появились и даже приобретают популярность гостевые и экстерриториальные союзы (их ещё называют «браками выходного дня»). Супруги проживают в разных квартирах (иногда по соседству), видятся раз-два в неделю, чаще всего по выходным. Считается, что такие союзы заключают занятые работой, материально обеспеченные люди, которые особенно ценят личную независимость, автономию и боятся рутины повседневности. Подобные союзы могут длиться несколько лет и даже десятилетий, а могут либо быстро закончиться разрывом, либо превратиться в обычный брак.

Ещё более редкие и формы отношений – «открытые» браки, когда каждый из супругов пользуется полной сексуальной свободой, а также групповые браки. В них объединяются несколько пар (две-три), которые живут «коммуной» в течение двух-трех лет. В такие союзы чаще вступают люди, временно живущие и работающие в больших городах.

Для современной семьи характерна неопределённость гендерных и родительско–детских отношений. Центральный пункт противоречий в ней (иногда такую семью называют постсовременной) – наличие сильнейших центробежных тенденций. Каждый из членов семьи стремится удовлетворять свои индивидуальные стремления, при этом размыты скрепляющие отношения нормы, которые были чётко прописаны в традиционной семье. Такие нормы определяли, что экономический вклад мужчины-отца – основа его семейного главенства и что обязанность женщины-матери – вести домашнее хозяйство и ухаживать за детьми. В современной семье, напротив, всё является объектом обсуждения – родительство, сексуальность, распределение домашней работы, финансы. Это делает отношения более хрупкими и конфликтными. По мере того как мужчины, женщины и дети перестают ориентироваться на патриархальную субординацию, на первый план выдвигаются их эмоциональные потребности и индивидуальные стремления.

Многие отечественные исследования показывают, что российские женщины выступают за сохранение основ равноправной семьи советского типа, добавляя к этому требование, что зарабатывать обязан мужчина. Женщина в такой семье может работать и даже делать карьеру, хотя основная ответственность за семью и детей тоже лежит на ней. То есть женщины хотели бы снять с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни, но при этом не готовы принять роль домашней хозяйки и хотят сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи. Это особый, «гибридный» тип семейных отношений, характерный именно для России.

http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/10/20/1453054.html

0

2

Как я "люблю" эти рассуждения о "традиционных ценностях".Раньше традиционно было в пещерах жить  и мамонтов жрать, а не крапать непонятные статейки и совать нос в чужие трусы.

По поводу проблемы демографии (ой, вымрем скоро), где Китай с Индией?Европейцы вымрут?Мамонты тоже вымерли  и что?Одни виды вымирают, другие приходят на смену уже миллионы лет и так и будет продолжаться (пока солнце не превратится в красного гиганта и не спалит всех к Аллаху :crazy: ) Но нееет же, надо строить из себя "последних из магикан" и плодить-плодить срочно!Все-таки гены (которые и диктуют нам условия) хорошо придумали с этим сувством собственной значимости.

+3

3

Поскольку раздел "политика" закрыт, помещаю здесь.

Владивосток протестует против дискриминации «по семейному положению»

26 июня 2016, 16:33, Дейта. В районе театра Горького на улице Светланской во Владивостоке в воскресенье, 26 июня, проходит акция протеста против нового закона, принятого Государственной Думой. Участники просят президента России Владимира Путина воспользоваться своим конституционным правом и наложить вето на два закона, принятые в трех чтениях на заседании Госдумы 21 июня, сообщает корр. ИА «Дейта».

По словам организаторов, в законах содержится целый ряд спорных норм, которые ущемляют интересы семейных людей. К примеру, за применение насилие к ребенку, не повлекшее нанесение вреда здоровью (оплеуха, щелбан), отцу или матери будет грозить уголовная ответственность (до двух лет лишения свободы), а постороннему человеку – лишь штраф.

Кроме того, вводятся послабления по уплате алиментов. Теперь неплательщикам алиментов грозит лишь штраф, и лишь злостным неплательщикам – уголовная статья, что, по мнению участников акции протеста, не мотивирует граждан давать деньги на содержание своих детей (ранее уголовная ответственность распространялась на все случаи).
Мероприятие организовано местным отделением «Всероссийского родительского сопротивления».

Организаторы акции называют принятые законы "антисемейными" и собирают подписи россиян, чтобы затем отправить их президенту.
фото: ИА "Дейта"

http://deita.ru/news/society/26.06.2016 … lozheniyu/
Интересная постановка вопроса о воспитании, не находите? Бешеных "этожеребёнков" теперь нельзя будет угомонить даже собственным родителям, ведь насилие над личностью же!
Зато не давать своему же отпрыску средств на жизнь нормально. А чё, вокруг же люди, не бросят, помогут.
Короче, у меня когнитивный диссонанс))

+1

4

Крокозябра написал(а):

а постороннему человеку – лишь штраф.

Крутяк  :D
Представила: подходит ко мне тетка и говорит, - вот тебе 3 килорубля на штраф, надери моему ребенку жопу, будь человеком!

+5

5

Мудрый Каа написал(а):

Крокозябра написал(а):а постороннему человеку – лишь штраф.Крутяк   Представила: подходит ко мне тетка и говорит, - вот тебе 3 килорубля на штраф, надери моему ребенку жопу, будь человеком!
            Подпись автора"Чтобы не страдать терминологией, не надо слушать голову. Голова - она вообще предмет мутный, а может быть, даже вредный. Мало ли, чего она скажет." (с)

Долго смеялся! Как всегда пишутся законы не думая.

Отредактировано Андрей Логинов (27 июня, 2016г. 14:25:10)

0

6

"zen.yandex.ru" - Елена Володина:

"Семья - как лошадь, она больше никому не нужна": откровенный разговор с отцом троих детей

Встречалась вчера с бывшем мужем бывшей подруги (вот как бывает). И он сказал неожиданное сравнение про семью.

Семья, говорит, как лошадь🐎 Раньше лошадь была жизненной необходимостью, чтобы выжить.
Люди жили в деревнях, без лошади никуда. А сейчас промышленная революция, все дела — лошадь не нужна. Вот и семья когда-то тоже помогала выживать, а сегодня она не то что не нужна для жизни, она ей иногда и мешает.

Я сидела с открытым ртом и слушала, как парень, который живет в маленьком поселке, отец троих детей, задвигает мне про саморазвитие. То есть я допускала мысль, что искание себя — это больное место жителей больших городов, у которых больше проблем других нет. В общем, он мне рассказал, что он только в 30 лет понял, что надо жить для себя и что он прежде никогда не делал то, что интересно именно ему.

Вот, мол, то, как я живу с детьми, — предполагает один образ жизни. А как я хочу жить, — совсем другой. И эти образы жизни никак не пересекаются.

Сегодня многие семьи — нуклеарные (неизбежное следствие индустриального общества) — то есть состоят из мамы-папы-детей. А бабушки и дедушки живут своей жизнью, да еще и зачастую в других городах. Именно поэтому женщине так тяжело в декрете — исторически дети воспитывались в больших семьях, а тут ты оставлена наедине с ребенком. Мозг, психика и организм к такому не подготовлены!

В то же время женщине сегодня гораздо проще, чем несколько десятилетий назад, воспитывать ребенка даже в одиночку. Потому что интернет-технологии позволяют работать дистанционно, и ты не зависишь так же сильно от мужчины, как раньше.

Получается, что прогресс вообще работает не на семью, а против нее. Культивирует интровертов, здоровых эгоистов и счастливых «одиночек».

Потому что одному тише, спокойнее и удобнее. Хочешь — пряники ешь, хочешь — халву.
⠀⠀
Помните, что такое эволюция? Это когда выживает не сильнейший, а наиболее приспособленный.

Раньше было легче жить и реализовываться, когда ты ячейка общества. А сегодня — когда ты самостоятельная единица.

Эволюция постепенно нивелирует семью. Интересно, что должно произойти, чтобы развернуть эту тенденцию?

+2

7

А что, всё очень верно написано)

Интересно, что должно произойти, чтобы развернуть эту тенденцию?

Только одно: появится док Эммет Браун, создаст даже не машину, а фуру, а лучше пассажирский поезд времени, и перевезёт всех партиями на 150 лет назад.

0

8

Шанталь написал(а):

"zen.yandex.ru" - Елена Володина:

Я бы так сказала: семья сейчас это не вопрос выживаемости, это вопрос счастья и личного выбора. Т.е если люди любят друг друга ( тех же детей, как вариант), и они хотят быть вместе/завести ребёнка, то они могут это сделать. Но если человеку комфортней одному, и он не испытывает этой потребности, то он и один прекрасно проживет.

+3

9

Эволюция постепенно нивелирует семью. Интересно, что должно произойти, чтобы развернуть эту тенденцию?

А зачем?
Зачем мешать естественному процессу? Раньше (в средневековье) в городах эпидемии выкашивали треть населения, и это было нормально. Но вроде никто не ратует за возвращение чумы и холеры. Раньше люди вовсю мёрли, не дожив до 50, а в 70 считались глубокими стариками, сейчас возраст "за 70" уже не считается преклонным.
То же самое с привычной "патриархальной" семьёй. Её время на исходе, и пора с эим смириться.

Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Библия, Ветхий Завет. Книга Экклезиаст.

+5

10

Крокозябра написал(а):

А зачем?
Зачем мешать естественному процессу?

Не зачем, а потому что...  есть консерваторы, и они стараются сохранять всё как есть. И это нормально, слишком резкие изменения тоже не очень хорошо, можно и дров наломать.

0


Вы здесь » Чайлдфри форум Childfree #StopRussianAgression #Save Ukraine » Семья » Семья настоящего и будущего