Вчера купила новый номер научно-популярного журнала "Машины и механизмы", там несколько статей посвящены теме кризиса института семьи. В конце одной из статей мне приглянулся вот этот фрагмент:
"Наконец-то закрутился процесс, который едва ли можно остановить, даже если очень упираться, и который должен привести к качественным переменам: если дать всем семейным стереотипам возможность развалиться, заводить семью будут только те, кому это действительно нужно. Скорее всего, нас (точнее, уже их) станет меньше (демографы обещают, что рост населения остановится уже к 2035 году), но они будут воспитываться людьми, которые четко знают, чего хотят.
Наконец-то семья перестанет быть условием успешности и востребованности: люди поймут, что реализоваться в жизни можно и без потомства, и без отметки в паспорте на страницах 14–15.
Наконец-то брак перестанет восприниматься как необходимая платформа для рождения детей и в связи с этим осмысляться как моральный долг. И девушки перестанут бежать из провинции только потому, что после двадцати пяти перейдут в разряд вековух, и за свою свободу им придется оправдываться перед обществом.
Наконец-то брак сам по себе перестанет быть достижением или грунтом, на котором должна вырасти ответственность. И юношей перестанут отправлять в ЗАГС на перевоспитание, взросление и остепенение.
Наконец-то подход к созданию семьи будет прагматичным, как при строительстве дома. Сейчас эти «дома» строят по сценарию сказки о трех поросятах – кто из веточек, кто из соломы, и только каждый третий всех умней и понимает, что для такого дела нужны камни, особенно в наших юридических условиях. Кстати, утверждение о том, что каждый человек должен родить сына, построить дом и посадить дерево, сегодня несколько неактуально, а в части рождения потомства просто опасно. Потому что прекрасную фразу, как часто бывает, переврали – в первоисточнике (Талмуд, трактат «Сота») она звучит так: «Человек должен сначала построить дом и посадить виноградник, а потом жениться». Гораздо больше логики.
Если представлять сегодняшнюю семью пресловутой ячейкой общества, опасаться действительно есть чего: с таким количеством разнородных и разновеликих ячеек, которые к тому же стремительно меняются, ни один ячеистый материал долго не протянет. Но возможно, семья – это некая систематическая единица, таксон, как говорят биологи? И главная ее задача – не воспроизведение себе подобных и не сохранение традиций. Даже не функция «отдушины» и «тихой гавани» с запахом пирожков, потому что иногда кажется, что эти люди посланы тебе в наказание. Истинное назначение семьи – быть буфером между человеком и человечеством. В таком случае она может быть любой: состоять из бабушек и дедушек, друзей и коллег, домашних животных или цветка аглаонемы, который вы всюду таскаете с собой. Она должна быть разной – настолько, насколько мы хотим развиваться дальше. И тогда у нее может вообще не быть никаких функций, кроме одной – ждать вас дома (ну, или там, где для вас больше чем дом) и давать настоящее ускорение, которым вы могли бы распорядиться на свой вкус. Потому что если такого буфера не будет, у нас не останется никакой надежды на индивидуальность в этом мире. "