Julia Shestakova написал(а):Я маме сказала, что вот сейчас мне стало легче и становится легче. А в самом начале я не любила своего ребенка. Я боялась за него, чувствовала ответственность, кормила и так далее. Но вот именно любовь начала появляться месяцев с 5-ти. И я сказала маме, что, видимо, во мне материеский инстинкт не проснулся.
Мама мне ответила, что как раз инстинкт то и проснулся. Ведь, животные своих детенышей не от любви защищают, а именно из-за инстинкта. Это то, что заложено природой: сделать все, чтобы потомство не умерло. А любовь - это осознанное чувство, человеческое чувство. И это нормально, что оно рождается со временем. Не у всех же бывает любовь с первого взгляда. Кому то нужно узнать человека, привыкнуть к нему.
Возможно, такое поведение женщины обусловлено не проснувшимся инстинктом, а социальными надстройками над инстинктами: закладываемыми с детства общепринятыми представлениями о том, как должна вести себя мать по отношению к своему ребенку, и сформировавшимся в результате воспитания чувством ответственности за полностью зависимое существо?
По-моему, поведение женщины в отношении нелюбимого ребенка мало чем отличается от поведения женщины в отношении кота, с которым она не смогла найти общий язык и полюбить его, но отдать кота некому, женщина несет ответственность за когда-то принятое ей решение о приобретении кота, поэтому на автомате ухаживает за ним, даже старается сделать его жизнь как можно более комфортной, но при этом не испытывает никакой радости от присутствия кота в своей жизни. Поведение женщин по отношению к нелюбимому, но полностью зависимому от нее существу, обусловлено врожденными и приобретенными личностными качествами: одни скинут ненужного ребенка/кота бабушке и вздохнут спокойно, другие будут изо всех сил тянуть лямку и чувствовать вину за свою неспособность дать подопечному эмоциональную составляющую, в которой он нуждается. Не будем забывать об огромном давлении общества на женщин и полном неприятии современным социумом матерей, отношение которых к своим детям не оправдывает ожиданий общества, поэтому ненужных котов бросают чаще, чем ненужных детей.
Не все самки из мира животных становятся хорошими матерями, у некоторых после рождения потомства в голове "не щелкает", либо "щелкает недостаточно сильно", поэтому они могут бросить свое потомство и не ухаживать за ним, либо ухаживать недостаточно хорошо.
У женщин гормональный фон полностью приходит в норму через три года после рождения ребенка, не все матери начинают автоматически любить своих детей после этого возраста, но продолжают их содержать и ухаживать за ними. Самки животных перестают заботиться о своем подросшем потомстве и оставляют его жить самостоятельно, как только программа, стартовавшая под воздействием гормонального пинка, завершает свою работу.
Самки животных перестают кормить слабых и больных детенышей, не препятствуют более сильным детенышам отбирать еду у более слабых. Люди больше трясутся над слабыми детьми, ставят в приоритет их интересы перед интересами здоровых и сильных детей. При появлении внешней угрозы, самка хомяка, например, может съесть свое потомство, чтобы белковая пища не досталась врагу, а позволила ей подкрепить собственные силы и повысить тем самым свои шансы обзавестись новым потомством.
В результате сильного гормонально всплеска у некоторых родивших возникает нездоровая привязанность к младенцу, зацикленность на его интересах, потребность постоянно быть рядом с ним, снижается раздражительность по отношению к издаваемым им громким и противным звукам, снижается брезгливость, повышается агрессивность по отношению к другим людям, но все эти симптомы проходят после рассеивания гормонального тумана в голове и изначально они появляются не у такого уж большого числа родивших женщин. А у большинства все эти симптомы проявляются в намного более легкой форме, либо вообще не проявляются.
Я считаю, явление, называемое материнским инстинктом, имеет у женщин больше социальную природу, чем биологическую.