наткнулась на сайте своего бывшего преподавателя:
коренной порок современной системы образования
коренной порок современной системы образования
один из серьезных недостатков в нынешней системе образования: ориентация почти исключительно на подготовку специалистов-профессионалов. и здесь мы видим два отрицательных последствия.
первое: очевидная недооценка подготовки подрастающего поколения как будущих жен и мужей, отцов и матерей.
современные школа и вуз готовят людей к работе в сфере производства, управления, науки и культуры, т. е. для того, чтобы они производили материальные и духовные блага. а вот готовить людей как будущих жен и мужей, как отцов и матерей, т. е. для животворчества (воспроизводства живой жизни) — этим школа и вуз практически не занимаются. отсюда падение рождаемости, большой процент разводов и т. п. негативные феномены современной жизни.
я думаю, есть прямая связь между снижением рождаемости в развитых странах мира, в россии и увеличением количества образованных людей. образованная часть населения не воспроизводит себя. особенно это касается людей с высшим образованием. существует по этому поводу мнение, что де образованность несовместима с таким грубо материальным процессом как рождение детей и уход за ними и поэтому образованные люди рожают меньше, чем необразованные, что де необразованным людям делать нечего, как рожать детей и т. д., и т. п. я на это скажу: данное мнение — мнение людей, образованных как раз таким односторонним образом. круг, как говорится, замкнулся. многие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколениям (в виде хотя бы двух-трех детей). когда образованных людей было немного и они были, так сказать, в подавляющем меньшинстве, это их мнение и поведение не отражалось сколько-нибудь значимо на демографии. но вот во второй половине хх века процент образованных людей в структуре общества значительно вырос. не только среднее, но и высшее образование становится массовым. это значит, что образованные люди, оказывая все более существенное влияние на демографию в сторону катастрофического снижения рождаемости, могут погубить человеческий род. вывод: нужно коренным образом менять систему образования, чтобы образованные люди перестали пренебрежительно относиться к ценностям рода.
могут сказать: не дело школы, а тем более вуза — заниматься подготовкой к семейной (супружеской и родительской) жизни. да, это было бы так, если бы школа и вуз не отнимали у учащегося-студента лучшую и львиную долю его времени жизни (утро и день, пять-шесть дней в неделю). спрашивается, когда же и где человеку образовывать себя как супруга и родителя? в вечерние часы, во время отдыха, на улице, в подворотнях и подъездах?
ясно, что в образовании мы не можем игнорировать такую существенную составляющую его жизни, как жизнь в семье, продолжение рода, животворчество.
я считаю: в школе и вузе нужно ввести предметы, которые готовили бы подрастающее поколение к супружеской и родительской жизни. по крайней мере, два предмета нужно ввести в обязательном порядке: это «теория и практика семейной жизни» и «родительская педагогика (теоретическая и практическая)». соответственно, нужно пересмотреть учебные программы в сторону сокращения количества часов абстрактных и профилирующих предметов.
второе: явно недостаточное внимание к тому, чтобы формировать человека в целом, как личность, как гражданина. конкретно это выражается в том, что предпочтение отдается профилирующим предметам, а предметы, которые формируют и развивают личность-гражданина (философия, история и т. п.), находятся как бы на заднем плане и постоянно дискриминируются (меньшая зарплата преподавателям, неудобное расписание занятий, зачетов и экзаменов, сокращение учебных часов и т. д.).
что в итоге выходит в результате такого перекоса? профессиональный кретинизм, имморализм (моральный индифферентизм) или, еще хуже, асоциальность, аморализм, преступная деятельность. всем известно, как опасен человек, который приобрел знания и умения, стал профессионалом, но лишен напрочь нравственных, человеческих, гражданских ориентиров. вот пример: хакеры, взламывающие сайты банков и подобных учреждений. это, как правило, хорошо подготовленные специалисты в своей области, но безнравственные люди. в одном документальном фильме о них так и говорится: «к сожалению, их знания и умения были направлены не в нужное русло». вот-вот: гипертрофированная ориентация в вузах на подготовку специалистов-профессионалов ведет к тому, что плодится-рамножается новый тип негодяев-преступников: тип высококвалифицированных негодяев-преступников. они представляют серьезную угрозу обществу.
вот тут меня 2 слова цепляют: " многие образованные люди не чувствуют и не понимают такой очевидной вещи, что они помимо всего прочего должны передать эстафету жизни другим поколениям (в виде хотя бы двух-трех детей)." - должны и хотя бы.
комментарии, по-моему, тут излишни))))
и вот это: "по крайней мере, два предмета нужно ввести в обязательном порядке: это «теория и практика семейной жизни» и «родительская педагогика (теоретическая и практическая)». у меня не настолько больная развитая фантазия, чтобы хотя бы представить себе, как это можно реализовать. "дом-2" у нас уже есть)))) разве что на практику студентов вывозить в принудительном порядке))))))