Посмотрела фильм "Антон тут рядом".
Анто́н тут ря́дом» — российский документальный фильм 2012 года, режиссёрский дебют киноведа Любови Аркус. Впервые был представлен публике во внеконкурсной программе 69-го Венецианского кинофестиваля и получил там награду итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь». Фильм рассказывает об Антоне Харитонове, молодом аутисте, мать которого, Рената, умирает от рака, после чего ему приходится жить в социальных приютах, где ему не обеспечивается адекватная помощь.Режиссёр фильма нашла Антона после того, как в интернете некоторое время был известен его текст «Люди», изначально опубликованный в «Сеансе»; после смерти Ренаты Антон какое-то время жил у Любови Аркус, в конечном счёте он сейчас живёт в новой семье своего отца в Ленинградской области. Фильм встретил тёплый приём критиков, отмечающих, что это не только «поразительное кино», «настоящий» фильм, но и «какой-то новый, третий вид кинематографа»
На кинопоиске едва ли не сплошь хвалебные отзывы, а я вот опять чувствую себя бесчувственной сволочью. Оставим в покое аутистов, как таковых. Я вообще несколько сомневаюсь, что Антон - аутист. Был период, когда я волонтерила в центре помощи таким детям, читала статьи про это заболевание. Так вот, Антон какой-то неправильный аутист. Они - люди в себе. Любовь им не нужна. Дружба - тоже. Но дело не в этом. Просто... ну простите меня за жестокость... зачем им помогать? Речь идет не о тех, кто стал инвалидом в результате катастрофы, а о уже рожденных таковыми. Дети с патологиями, те же аутисты (большинство из которых никогда не смогут жить самостоятельно), умственно-отсталые. Я с симпатией отношусь к даунам. Они как дети, но при этом способны жить независимо, а для меня это главный критерий. Сможешь ли ты обслужить себя, заработать хоть какие-то деньги, не быть обузой окружающим.
Антон - судя по фильму - на это неспособен. Про него так и говорят, что если человек ему нравится, он привязывается к нему и следует за ним. То есть идти (жить, в смысле) без подсказки он не может. Четыре года назад (на начало съемки) он был толстым ребенком, который прятался ото всех и мычал. Теперь Антон не только говорит (с большим, кстати, трудом), но и научился плакать. Офигеть какое достижение! И что это дает ему в жизни? весь фильм Любовь пытается куда-нибудь пристроить этого парня и нигде он не приживается. Мама тяжело больна и потом умирает, отец живет отдельно и что делать с сыном-инвалидом не знает, в психушке жуткие условия, в интернате - тоже, в частном поселении мальчик не приживается (не коллективный, постоянно убегает, пугает других детей, требует очень много внимания). Я бросила смотреть на моменте, как Антона возвращают в родную квартиру (мамы уже нет), где он живет под круглосуточной опекой волонтеров. Вот тут-то меня и прибило. Круглосуточной! И не одного помощника по хозяйству, а группы лиц! И ведь это на всю жизнь! То есть через год-два-десять Антон все еще будет неспособен жить самостоятельно.
На сайтах несть числа отзывам, пестрящим словами про доброту и трогательность фильма, про то, что надо быть милосерднее и т.д, и т.п. Но милосерднее к кому? Человеку, который практически ничего не понимает и никогда не поймет? Ладно родители, которым дорога их кровиночка, но остальные-то люди? На фига государству содержать все эти дома призрения? Нет, я понимаю, что гуманно, но раздражает. Одно: помогать неожиданно заболевшим или попавшим в аварию, тем, кому нужно помочь, тем, кто эту помощь ждет и надеется на нее. И совсем другое, тратить деньги на тех, кто и оценить-то этого не способен.
Я бы, как в древней Спарте, еще в младенчестве избавлялась от всех душевнобольных. Если же кто-то бы вякнул про милосердие, выдавала бы умственно-неполноценного инвалида вякнувшему на руки. А то сыпать упреками в жестокости легко, а предложи кому взять из психдиспансера кого-то навроде Антона и что, выстроится очередь из желающих? Да ни хрена! Люди максимум готовы перечислять деньги. И опять же, изредка, пока самого жареная птица не клюнет. А вмени им это в обязанность, типа, жалеешь несчастного? Отлично! До конца своих дней будешь оплачивать ему... ну, скажем, квартиру. Кто-то другой - услуги помощника по хозяйству. Кто-то третий - еще что-нибудь. Вот так, с миру по нитке, но на всю жизнь! До конца своих дней, есть и тебя деньги или нет, может, тебе самому уже помощь требуется, а будешь платить. Хрен-два кто-то согласится. Все жалеющие и милосердные тут же отвалятся.
Но да, моя позиция жестокая и непопулярная. Лучше - фигурально выражаясь - рубить кошке хвост по частям, вместо того, чтобы просто утопить.