ЧАЙЛДФРИ.БОЛЬНЫЕ ИЛИ ЗАБЛУЖДАЮЩИЕСЯ?
Иметь ребенка – это счастье, а высшее предназначение женщины – стать матерью. Оба этих постулата с детства становятся известны каждому человеку. Как правило, вырастая, вчерашние мальчики и девочки не противятся голосу природы и общественной морали. Однако существуют на свете и люди, сделавшие для себя другой выбор – сознательный выбор в пользу жизни без детей.
Само определение «чайлдфри» (название состоит из двух английских слов child –ребенок и free – свободный) появилось в конце двадцатого века. Данный термин впервые стали применять в противовес слову «childless» («бездетный»), которое, как считается, означало желание иметь детей при невозможности этого по биологическим причинам.
Так что, «childless» родных по крови детей иметь не могут, и поэтому несчастны, а чайлдфри («childfree») напротив, могли бы обзавестись потомством, однако сознательно не желают этого.
Есть предположение о том, что предпосылками к такому мировоззрению приводят травмы психологического и сексуального характера.
В этом утверждении имеется зерно истины, но лишь отчасти. Так как среди чайлдфри можно найти тех людей, чье детство, да и прошлое в целом не было обременено трудностями.
Есть мнение о том, что среди чайлдфри можно обнаружить достаточное количество социальных перфекционистов.
Желая получать от жизни только лучшее, они отказываются от детей в том случае, когда их возможности не могут соответствовать завышенным требованиям.
А вот другие представители чайлдфри настроены по отношению к материнству достаточно агрессивно. Свое неприятие материнства они объясняют перенаселением планеты. С точки зрения психология, эти люди попросту были обделены…одиночеством.
Чайлдфри глазами психолога
Говоря о движении «чайлдфри» нужно ясно понимать, что люди, решившие не иметь детей и «чайлдфри» — это не одно и то же. Разумеется, это перекрывающиеся области, но никоим образом не совпадающие. Человек, принявший решение не иметь детей, если он находится в ладу с самим собой по поводу принятого решения, не испытывает непрерывной острой потребности обсуждать это решение с другими такими же людьми, тем более – заниматься агитацией собственной позиции.
Явление «чайлдфри» — нечто совершенно иное, чем просто сообщество бездетных людей. Это прослойка людей, занятых активным прорабатыванием темы собственной бездетности. Основное их занятие – взаимная бесплатная психотерапия по поводу их ранености миром, который исповедует ценности детей, детности и деторождения.
Наиболее активная составляющая движения «чайлдфри» – люди с очень тяжелым детством: жертвы родительского насилия (психологического и физического), инцеста, жестокости, воспитанники детских домов и домов ребенка. Понятно, что все, что касается детства, вызывает у них крайне тяжелые переживания, полностью подавить которые невозможно. Но работать с этими переживаниями психотерапевтически – долго, дорого и больно, да и не всем это приходит в голову. Вместо этого такой человек как бы пытается уничтожить вовне те триггеры, которые запускают невыносимо болезненные воспоминания, связанные с детским опытом. Вообще, мечта человека о мире без детей — есть, вероятно, символически выраженное бессознательное желание, чтобы такого детства, как его собственное – не было.
Отдельная, не слишком многочисленная прослойка, составляющая популяцию «чайлдфри» — люди, таким особенным образом переживающие факт собственного бесплодия. Защитный механизм типа «зелен виноград» (в научной психологии именуемый рационализацией) в данном случае приобретает вот такую, довольно уродливую форму.
Чайлдфри озабочены не столько принятием решения о бездетности, сколько своей несвободой от детской темы в целом, что вдвойне забавно, учитывая название их движения. На самом деле они «воюют» не столько за собственное право не иметь детей (ведь этого права у них никто не отнимал), сколько — за право жить в мире без детей. И поскольку это невозможно, то фрустрация вечна и поводы для гнева, а, стало быть — темы для разговоров не иссякают никогда.
Другая смежная тема, активно муссируемая в среде «чайлдфри» — как противостоять миру, который якобы пытается заставить их обзавестись детьми. Феномены этого рода в психологии носят название невротической проекции, когда человеку кажется, будто бы мир испытывает в их адрес их собственные вытесненные желания, в прямой или (как в данном случае) инвертированной форме. Так и здесь — собственное желание (условно говоря) переделать мир в бездетный выдается за желание мира навязать тебе детей и «детские» ценности.
Добавлю, что я сама родила довольно поздно и, тем не менее, не припоминаю фактов особого мирового давления в свой адрес. Скорее всего, миру было безразлично, будут лично у меня дети или нет.