Яка написал(а):к сожалению, не все это помнят и не все помнят что там где заканчивается моя свобода, начинается свобода соседа.
Я Даля процитировал про предрассудки выше. Различные установки принимаются, как константа, аксиома, особенно в замкнутых группах. Действительно, на кой хрен подвергать ту или иную норму поведения или мышления, если все вокруг так делают/думают, да к тому же она работает в лучшем виде? Проблемы начинаются, когда разные группы существовать начинают на одном пространстве (что, собственно, в условиях глобализации неизбежно). Плюс такой соблазн включать реверсивную логику и экстраполяцию. Поясню:
Я, Петя, Вася, Маша хорошие. Я, Петя, Вася, Маша верит в бога (русские, любят детей, болеют за Спартак - любая общая характеристика). А вот Коля атеист (еврей, равнодушен к детям, болеет за Лацио). Следовательно - 3.14зды Коле, потому что у него нет этих характеристик хороших людей и он плохой. Классический пример - Путешествия Гулливера, когда джихад был - с какой стороны яйца чистить. И вот тут вступает фактор анализа опасности. Чужое, непонятное потенциально опасно, тут спорить нечего. И если человек а) неуверен в своих силах б) чрезмерно дорожит означенными выше константами в) и вообще очень дорожит собой, любимым, то чужое автоматически становится враждебным и вызывает агрессию. То есть, потенциальная угроза перевешивает потенциальные выгоды от изучения непонятного явления. Ксенофобия - получите, распишитесь.
В XX веке человечество близенько подошло к экстерминатусу самого себя, и где-то на уровне хайв-майнда доходить стало, что ксенофобия не есть хорошо.Толерантность изначально и подразумевала вникать в мотивацию поступков "чужих". Но на обывательском уровне все так же лень мозги напрягать, и родилась, мать ее, толерастия. То есть, чужое априорно хорошее и все закидоны объясняются культурными различиями, а не 2.71банутостью данного конкретного индивидуума, чем многие "нетакие" мычащие уточки и пользуются.
Кстати, очень годная цитата из Пратчетта про толерантность:
На следующую ночь мальчик из дальнего приморского королевства робко пытался запихнуть своего соседа в плетеную корзину, которую сделал на уроке труда, и поджечь, а еще через день Сноксолл, чья кровать стояла у самых дверей, выходец из какой-то маленькой, затерянной в лесах страны, вымазался зеленой краской и попытался найти добровольцев, которые разрешили бы обмотать свои кишки вокруг дерева. В четверг разыгралось небольшое сражение между теми, кто поклонялся Богине-Матери в образе Луны, и теми, кто боготворил ее в виде толстой бабищи с преогромными ягодицами. Тогда-то и вмешались учителя, которые объяснили, что, поскольку религия — дело тонкое, не следует воспринимать ее слишком всерьез.
Т.Пратчетт, "Пирамиды"