В семейной системной психологии выделяется такое понятие как семейные мифы. Семейный миф – это неосознаваемое соглашение между членами семьи, которое поддерживает единство семьи и формирует её образ, идентичность и семейные правила, а также регулирует коммуникации. Принято считать, что семейный миф складывается на основе опыта трех поколений. Задача мифа – помогать семье выживать в сложных, кризисных ситуациях. Именно поэтому семейные мифы укореняются в сознании членов семьи очень крепко и продолжают работать, даже когда угроза и борьба за выживание давно неактуальны.
Выделяются четыре основных сценария семейных мифов, которые могут иметь индивидуальные вариации в каждой семье. Чаще всего один из сценариев является доминирующим, но могут присутствовать и элементы других семейных мифов.
Миф №1 «Мы – дружная семья»
Этот миф характерен для семей, чья история включает сильные лишения и вынужденный переезд, необходимость много работать, чтобы прокормить семью. Выживание в таких случаях возможно только, если все члены семьи объединяются. Крепкое единство сохраняется и после того, как актуальная необходимость в нём отпала. Границы между поколениями становятся очень проницаемыми. Детям сложно покинуть родительскую семью, а родителям сложно отпустить детей. Они всегда стараются всё делать вместе – семейнные обеды и ужины, совместный отдых, совместное ведение хозяйства и работа на огороде. Члены семьи, которые стремятся к свободе и независимости могут восприниматься как предатели. Преследование членами семьи индивидуальных целей рассматривается как эгоизм. Весь окружающий мир может казаться исключительно враждебным, поэтому всегда нужно держаться вместе. "Сор из избы" ни в коем случае не выносится. "Чужие" (невестки, зятья) принимаются с трудом и еще должны доказать свое право быть "своим".
Миф №2 «Мы – спасатели»
Это очень распространенный в России миф. Как часто вы встречаете спасателей, которые рвутся советом и делом помогать во что бы то ни стало? Если есть спасатель, то всегда есть и спасаемый – алкоголик, наркоман, инвалид, хронически больной, неудачник по жизни и т.д. Этот миф формирует взаимозависимые пары, которые могут долгие годы жить в своих привычных ролях, или меняться ролями, но не менять сами роли. Если прежний спасаемый вдруг перестал нуждаться в спасении, то в семье найдется новая жертва, которой причинят добро. Спасателю нужна жертва. И если таковой нет, то надо ее сделать.
Миф №3 «Мы - герои»
Такой миф возникает в семьях, где кто-то из предков совершил героический, очень мужественный и значимый поступок, что позволило семье выжить в тяжелых условиях, для России благоприятным временем для почти всех семей была война. В последующих поколениях это рождает потребность преодолевать трудности, бороться, выносить любые тяготы жизни. Такие семьи ищут и находят для себя трудности. Героический миф – это история, полная трагических событий и переживаний У героев очень ценятся сильные чувства. Если любовь, то безумная. Если ревность – то бешенная. Если обида – то на всю жизнь. Размолвки в таких семьях превращаются в ненависть, которая сохраняется в поколениях. В таких семья бывают «святые» люди, которые стойко и мужественно несут своей «крест». Этот миф становится тормозом в развитии семьи и отдельных её членов, когда условия жизни позволяют просто жить и радоваться, а не героически страдать.
Подмиф "Мы герои" миф о «Выживальщиках». Выживание в трудных условиях — национальный навык и настоятельная необходимость. Пока жизнь в России была одинаково трудной для подавляющего большинства населения, навыки выживания не составляли основы мифа, они были просто жизненно важны. В эпоху застоя знаком успешного выживания были еда и вещи, несколько более хорошие, чем у большинства. Ценилось умение приготовить из ничего что-то, сшить, связать. Купить что-то дефицитное. Знаки жизненного успеха были просты и иногда достижимы. В начале 1990-х еда пропала из магазинов, на короткое время ввели карточки. Немедленно произошла оптимизация семейной жизни в дисфункциональных семьях. Неважно, что ребенок плохо учится, зато его можно было поставить в очередь, на него можно купить дополнительные полкило сыра. Многие дети с радостью стали помогать своим родителям. Заслужить любовь и благодарность таким образом было проще, чем пятерками в школе.
Самый сильный признак дисфункционального «выживальщика» — это развитие депрессии обычно у главного кормильца на пике успеха. Мечта «выживальщика» — «Вот бы все потерять и начать сначала». В то же время страх неудачи, нехватки сил на успешную вторую попытку заставляет «выживальщика» вопреки этой мечте сохранять бизнес, не рисковать деньгами, переселять семью в безопасную заграницу, но самому жить мучительной жизнью героя. Понятно, что неизбежные в такой ситуации семейные конфликты не могут изменить миф, а лишь упрочивают его, добавляя необходимые для аутентичного существования «выживальщика» трудности и мучения.
Миф №4 «Мы - люди» или иногда его называют "Преображенцы"
Роль магического ритуала играют учеба, процесс приобретения знаний, процесс создания неких ценностей, чаще духовных, иногда материальных. Обладание знаниями - вот то, что отделяет человека от " нелюдя", и неважно, идет ли речь о понятиях, которыми обладает криминальный авторитет и его окружение, или о духовных ценностях образованного представителя христианской цивилизации. Носители этого мифа ясно понимают, что специфическое человеческое не дается с рождением, а в процессе жизни легко утрачивается. В такой семье маленьких детей часто ласково называют рыбками и зайчиками.Они еще не вполне люди. Чуждых по духу ругают "скотина", "гад".
Овладение знаниями носит ритуальный характер. Например, в такой семье могут читать некоторые книги не потому,
что они нравятся или увлекают,а потому что эти книжки считаются культурным событием, к нему надо приобщиться.
Если этого не делать, то можно опуститься, а там уж и вовсе обнаружить себя на четвереньках.
Дети обязательно должны учиться, и учиться хорошо. Если ребенок плохо учится, то он может так и не превратиться в человека. Поэтому цена ошибки, цена незнания очень высоки. Получение двух, а то и трех высших образований - обычное дело в семье "людей", красные дипломы - обычное, а вернее обязательное дело.
Дети болеют, в доме беспорядок, а мама учится, чтобы не превратиться в курицу.
Текут краны и не закрываются форточки, но папа навязчиво смотрит новости и читает газеты, без этого он станет тюленем..
Подробнее об этом можно почитать в книгах о системной семейной терапии, например, таких авторов, как А.В. Черников и А.Я. Варга.